МБДОУ д/с "Чебурашка", Старшая группа № 12, Воспитатели Шевченко Е.И., Малярова Т.А.
ФГОС
Зарегистрированов Минюсте России 14 ноября 2013 г. N 30384
МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ от 17 октября2013 г. N 1155
ОБУТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГОГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ
Всоответствии с пунктом 6 части 1статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Обобразовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036), подпунктом 5.2.41Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации,утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923;N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702), пунктом 7Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательныхстандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлениемПравительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377), приказываю: 1.Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольногообразования. 2.Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки РоссийскойФедерации: от 23ноября 2009 г. N 655"Об утверждении и введении в действие федеральных государственныхтребований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольногообразования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8февраля 2010 г., регистрационный N 16299); от 20июля 2011 г. N 2151"Об утверждении федеральных государственных требований к условиямреализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2011 г.,регистрационный N 22303). 3.Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.
Министр Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утвержден приказомМинистерства образования и науки РоссийскойФедерации от 17 октября 2013г. N 1155
ФЕДЕРАЛЬНЫЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1.Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольногообразования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательныхтребований к дошкольному образованию. Предметомрегулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие приреализации образовательной программы дошкольного образования (далее -Программа). Образовательнаядеятельность по Программе осуществляется организациями, осуществляющимиобразовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями (далее вместе -Организации). Положениянастоящего Стандарта могут использоваться родителями (законнымипредставителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейногообразования. 1.2.Стандарт разработан на основе КонституцииРоссийской Федерации <1> и законодательства Российской Федерации и сучетом Конвенции ООН о правах ребенка <2>, воснове которых заложены следующие основные принципы: -------------------------------- <1>Российская газета, 25 декабря 1993 г.; Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2009, N 1, ст. 1, ст. 2. <2>Сборник международных договоров СССР, 1993, выпуск XLVI.
1)поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детствакак важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание(рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всякихусловий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этотпериод есть период подготовки к следующему периоду; 2)личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых(родителей (законных представителей), педагогических и иных работниковОрганизации) и детей; 3)уважение личности ребенка; 4)реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастнойгруппы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательскойдеятельности, в форме творческой активности, обеспечивающейхудожественно-эстетическое развитие ребенка. 1.3. ВСтандарте учитываются: 1)индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией исостоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования(далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребностиотдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; 2)возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации. 1.4.Основные принципы дошкольного образования: 1)полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего идошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2)построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностейкаждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборесодержания своего образования, становится субъектом образования (далее -индивидуализация дошкольного образования); 3)содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценнымучастником (субъектом) образовательных отношений; 4)поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5)сотрудничество Организации с семьей; 6)приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества игосударства; 7)формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка вразличных видах деятельности; 8)возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учетэтнокультурной ситуации развития детей. 1.5.Стандарт направлен на достижение следующих целей: 1)повышение социального статуса дошкольного образования; 2) обеспечениегосударством равенства возможностей для каждого ребенка в получениикачественного дошкольного образования; 3)обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образованияна основе единства обязательных требований к условиям реализацииобразовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам ихосвоения; 4)сохранение единства образовательного пространства Российской Федерацииотносительно уровня дошкольного образования. 1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач: 1) охраныи укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе ихэмоционального благополучия; 2)обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка впериод дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка,социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числеограниченных возможностей здоровья); 3)обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемыхв рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственностьосновных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); 4)создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными ииндивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей итворческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой,другими детьми, взрослыми и миром; 5)объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основедуховно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил инорм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6)формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здоровогообраза жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических,интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности иответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; 7)обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационныхформ дошкольного образования, возможности формирования Программ различнойнаправленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состоянияздоровья детей; 8)формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,психологическим и физиологическим особенностям детей; 9)обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентностиродителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны иукрепления здоровья детей. 1.7.Стандарт является основой для: 1)разработки Программы; 2) разработкивариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее -примерные программы); 3)разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы инормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфередошкольного образования; 4)объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организациитребованиям Стандарта; 5)формирования содержания профессионального образования и дополнительногопрофессионального образования педагогических работников, а также проведения ихаттестации; 6)оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охранеи укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальныхспособностей и необходимой коррекции нарушений их развития. 1.8.Стандарт включает в себя требования к: структуреПрограммы и ее объему; условиямреализации Программы; результатамосвоения Программы. 1.9.Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. Программаможет предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языковнародов Российской Федерации. Реализация Программы на родном языке из числаязыков народов Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб получениюобразования на государственном языке Российской Федерации.
II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ОБЪЕМУ 2.1.Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности науровне дошкольного образования. Программаобеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видахобщения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических ифизиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач,указанных в пункте 1.6Стандарта. 2.2.Структурные подразделения в одной Организации (далее - Группы) могутреализовывать разные Программы. 2.3.Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержкипозитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольноговозраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования(объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентировдошкольного образования). 2.4.Программа направлена на: созданиеусловий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивнойсоциализации, его личностного развития, развития инициативы и творческихспособностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками исоответствующим возрасту видам деятельности; насоздание развивающей образовательной среды, которая представляет собой системуусловий социализации и индивидуализации детей. 2.5. Программа разрабатывается и утверждается Организациейсамостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ<1>. -------------------------------- <1>Часть 6 статьи 12Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании вРоссийской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
При разработкеПрограммы Организация определяет продолжительность пребывания детей вОрганизации, режим работы Организации в соответствии с объемом решаемых задачобразовательной деятельности, предельную наполняемость Групп. Организация можетразрабатывать и реализовывать в Группах различные Программы с разнойпродолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе Группкратковременного пребывания детей, Групп полного и продленного дня, Группкруглосуточного пребывания, Групп детей разного возраста от двух месяцев довосьми лет, в том числе разновозрастных Групп. Программаможет реализовываться в течение всего времени пребывания <1> детей вОрганизации. -------------------------------- <1>При круглосуточном пребывании детей в Группе реализация программы осуществляетсяне более 14 часов с учетом режима дня и возрастных категорий детей.
2.6.Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации испособностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующиеструктурные единицы, представляющие определенные направления развития иобразования детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативноеразвитие; познавательноеразвитие; речевоеразвитие; художественно-эстетическоеразвитие; физическоеразвитие. Социально-коммуникативноеразвитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включаяморальные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка совзрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности исаморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоциональногоинтеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовностик совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношенияи чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых вОрганизации; формирование позитивных установок к различным видам труда итворчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательноеразвитие предполагает развитие интересов детей, любознательности ипознавательной мотивации; формирование познавательных действий, становлениесознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичныхпредставлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах иотношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале,звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве ивремени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине иОтечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, оботечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, обособенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Речевоеразвитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащениеактивного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической имонологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой иинтонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжнойкультурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанровдетской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активностикак предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическоеразвитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия ипонимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного),мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажамхудожественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельностидетей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Физическоеразвитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных наразвитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующихправильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия,координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также справильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений(ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальныхпредставлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми справилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарныминормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, приформировании полезных привычек и др.). 2.7.Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастныхи индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы иможет реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре,познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развитияребенка): вмладенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональноеобщение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательскиедействия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность итактильно-двигательные игры; в раннемвозрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными идинамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок,вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками подруководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовымипредметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки,сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность; для детейдошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких какигровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира иэкспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы ифольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и наулице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули,бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка,аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальныхпроизведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детскихмузыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формыактивности ребенка. 2.8.Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной средыдля ребенка дошкольного возраста: 1) предметно-пространственнаяразвивающая образовательная среда; 2)характер взаимодействия со взрослыми; 3)характер взаимодействия с другими детьми; 4)система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому. 2.9.Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участникамиобразовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимымис точки зрения реализации требований Стандарта. Обязательнаячасть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детейво всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта). В части,формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представленывыбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательныхотношений Программы, направленные на развитие детей в одной или несколькихобразовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее- парциальные образовательные программы), методики, формы организацииобразовательной работы. 2.10.Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общегообъема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. 2.11. Программа включает три основных раздела: целевой,содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательнаячасть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. 2.11.1.Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результатыосвоения программы. Пояснительнаязаписка должна раскрывать: цели изадачи реализации Программы; принципыи подходы к формированию Программы; значимыедля разработки и реализации Программы характеристики, в том числехарактеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. Планируемыерезультаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевымориентирам в обязательной части и части, формируемой участникамиобразовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальныхразличий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностейразвития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числедетей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья). 2.11.2.Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающееполноценное развитие личности детей. Содержательныйраздел Программы должен включать: а)описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развитияребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемыхвариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образованияи методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; б)описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы сучетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики ихобразовательных потребностей и интересов; в)описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушенийразвития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой. Всодержательном разделе Программы должны быть представлены: а)особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; б)способы и направления поддержки детской инициативы; в)особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; г) иныехарактеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зренияавторов Программы. ЧастьПрограммы, формируемая участниками образовательных отношений, может включатьразличные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числапарциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Даннаячасть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивыдетей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: спецификунациональных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляетсяобразовательная деятельность; выбор техпарциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми,которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, атакже возможностям педагогического коллектива; сложившиесятрадиции Организации или Группы. Содержаниекоррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу,если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья. Данныйраздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми сограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программыдля указанных детей, использование специальных образовательных программ иметодов, специальных методических пособий и дидактических материалов,проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществленияквалифицированной коррекции нарушений их развития. Коррекционнаяработа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на: 1)обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей сограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи восвоении Программы; 2)освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннееразвитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особыхобразовательных потребностей, социальной адаптации. Коррекционнаяработа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностямиздоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующейнаправленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными)нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфическиеобразовательные потребности каждой категории детей. В случаеорганизации инклюзивного образования по основаниям, не связанным сограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела неявляется обязательным; в случае же его выделения содержание данного разделаопределяется Организацией самостоятельно. 2.11.3.Организационный раздел должен содержать описание материально-техническогообеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствамиобучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также особенноститрадиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организацииразвивающей предметно-пространственной среды. 2.12. Вслучае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, онаоформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательнаячасть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если онане соответствует одной из примерных программ. ЧастьПрограммы, формируемая участниками образовательных отношений, может бытьпредставлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу,позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательныхотношений парциальных программ, методик, форм организации образовательнойработы. 2.13.Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации.Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законныхпредставителей) детей и доступна для ознакомления. В краткойпрезентации Программы должны быть указаны: 1) возрастныеи иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в томчисле категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программапредусматривает особенности ее реализации для этой категории детей; 2)используемые Примерные программы; 3)характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 3.1.Требования к условиям реализации Программы включают требования кпсихолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовымусловиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственнойсреде. Условияреализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей вовсех основных образовательных областях, а именно: в сферахсоциально-коммуникативного, познавательного, речевого,художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне ихэмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и кдругим людям. Указанныетребования направлены на создание социальной ситуации развития для участниковобразовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая: 1)гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; 2)обеспечивает эмоциональное благополучие детей; 3)способствует профессиональному развитию педагогических работников; 4)создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; 5)обеспечивает открытость дошкольного образования; 6) создаетусловия для участия родителей (законных представителей) в образовательнойдеятельности. 3.2.Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основнойобразовательной программы дошкольного образования. 3.2.1.Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующиепсихолого-педагогические условия: 1)уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержкаих положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях испособностях; 2)использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость какискусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); 3) построениеобразовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающегосоциальную ситуацию его развития; 4)поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг кдругу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; 5)поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видахдеятельности; 6)возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместнойдеятельности и общения; 7) защитадетей от всех форм физического и психического насилия <1>; -------------------------------- <1>Пункт 9 части 1статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательстваРоссийской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
8)поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране иукреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательнуюдеятельность. 3.2.2.Для получения без дискриминации качественного образования детьми сограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия длядиагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказанияранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогическихподходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общенияи условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольногообразования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредствоморганизации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностямиздоровья. 3.2.3.При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развитиядетей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамкахпедагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольноговозраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей воснове их дальнейшего планирования). Результатыпедагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно длярешения следующих образовательных задач: 1)индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения егообразовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей егоразвития); 2)оптимизации работы с группой детей. Принеобходимости используется психологическая диагностика развития детей(выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей),которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участиеребенка в психологической диагностике допускается только с согласия егородителей (законных представителей). Результатыпсихологической диагностики могут использоваться для решения задачпсихологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекцииразвития детей. 3.2.4.Наполняемость Группы определяется с учетом возраста детей, их состоянияздоровья, специфики Программы. 3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуацииразвития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: 1) обеспечениеэмоционального благополучия через: непосредственноеобщение с каждым ребенком; уважительноеотношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; 2)поддержку индивидуальности и инициативы детей через: созданиеусловий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместнойдеятельности; созданиеусловий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективнуюпомощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видахдеятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.); 3)установление правил взаимодействия в разных ситуациях: созданиеусловий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числепринадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям исоциальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные)возможности здоровья; развитиекоммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуациисо сверстниками; развитиеумения детей работать в группе сверстников; 4)построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровеньразвития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и болееопытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальнойдеятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через: созданиеусловий для овладения культурными средствами деятельности; организациювидов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения,воображения и детского творчества, личностного, физического ихудожественно-эстетического развития детей; поддержкуспонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени ипространства; оценкуиндивидуального развития детей; 5)взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образованияребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в томчисле посредством создания образовательных проектов совместно с семьей наоснове выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. 3.2.6. Вцелях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для: 1)профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числеих дополнительного профессионального образования; 2)консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законныхпредставителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числеинклюзивного образования (в случае его организации); 3)организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в томчисле во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. 3.2.7.Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья,осваивающими Программу совместно с другими детьми в Группах комбинированнойнаправленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планомреализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий,обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей сограниченными возможностями здоровья. Присоздании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должнаучитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида. 3.2.8.Организация должна создавать возможности: 1) дляпредоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам,вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности; 2) длявзрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализациюПрограммы, в том числе в информационной среде; 3) дляобсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных среализацией Программы. 3.2.9.Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствоватьсанитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования кустройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательныхорганизаций", утвержденным постановлением Главного государственногосанитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрированоМинистерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N28564). 3.3.Требования к развивающей предметно-пространственной среде. 3.3.1.Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальнуюреализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, атакже территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшомудалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок),материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста всоответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления ихздоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. 3.3.2.Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможностьобщения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) ивзрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. 3.3.3.Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализациюразличных образовательных программ; в случаеорганизации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учетнационально-культурных, климатических условий, в которых осуществляетсяобразовательная деятельность; учетвозрастных особенностей детей. 3.3.4.Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной,трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 1)Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей исодержанию Программы. Образовательноепространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числетехническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым,спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии соспецификой Программы). Организацияобразовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования иинвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую,познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников,экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательнуюактивность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижныхиграх и соревнованиях; эмоциональноеблагополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможностьсамовыражения детей. Для детеймладенческого и раннего возраста образовательное пространство должнопредоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной иигровой деятельности с разными материалами. 2)Трансформируемость пространства предполагает возможность измененийпредметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, втом числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 3)Полифункциональность материалов предполагает: возможностьразнообразного использования различных составляющих предметной среды, например,детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; 10 января 2015 в 01:45
Прикреплённые файлы:Документ: ФГОС Описание файла:Файл называется: fgos-ot-17-10-2013-n-1155_jonu1.doc Это официальный файл организации «МБДОУ д/с "Чебурашка", Старшая группа № 12, Воспитатели Шевченко Е.И., Малярова Т.А.», в нём содержится ФГОС. Размер файла: 0,18 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.